К новым победам — Трудовым

После войны возвращались домой фронтовики и той же энергией, с которой недавно ходили в победные атаки, взялись поднимать из руин и пепла колхозы и совхозы, предприятия, городское хозяйство,. Строились и восстанавливались в первую очередь жилые дома, открывались школы, магазины. Рядом с ветеранами трудилась молодежь, учащиеся профессионально-технического училища. Город постепенно залечивал раны, одевался в зелень, цветы.

В 1949 году полностью было завершено восстановление городского коммунального хозяйства. Протяженность водопровода увеличилась вдвое по сравнению с довоенным периодом. В Волновахе появились новый Дом культуры, детский комбинат. В жилых кварталах было высажено свыше 5 тысяч деревьев и 20 тысяч кустарников.

Выполняя задания четвертого пятилетнего плана, железнодорожники много сил отдают дальнейшему развитию узла. В 1947 году коллектив вагонного депо более чем в три раза перекрыл годовое задание по ремонту подвижного состава и занял первое место на Южно-Донецкой магистрали. Волповахские паровозники завоевали переходящее Красное знамя Министерства путей сообщения и ВЦСПС. Работники станции значительно увеличили оборачиваемость товарных вагонов. Широко развернулось соревнование машинистов тяжеловесных поездов.

Комсомольско-молодежный экипаж локомотива ФД №20-1001, который возглавил бывший моряк-гвардеец коммунист Михаил Варуша, добился высокоэффективного использования машины. Под девизом «Меньше в ремонте — больше в работе» передовой экипаж соревновался за увеличение среднесуточного пробега локомотива: 400—450—500 километров в сутки при плане 260. Депо заняло первое место на магистрали. М. Е. Варуша был удостоен медали «За трудовое отличие». В 1945—1947 годах свыше 150 железнодорожников Волновахи за самоотверженный труд были награждены орденами и медалями.

Уже в августе 1949 года рабочие паровозного депо выполнили пятилетний план перевозки грузов. Узел достиг довоенного уровня грузооборота и значительно превзошел его по пробегу и технической скорости паровозов.

Большие изменения несла первая послевоенная пятилетка и в жизни сельских тружеников района. В 1948 году комсомольцы Волновахского района выступили с замечательной инициативой — взяли шефство над общественным животноводством. По их примеру во всей области создавались комсомольско-молодежные формы, разворачивалось соревнование за повышение эффективности животноводства, увеличивалось производство молока и мяса. В республиканском соревновании отличились комсомольско-молодежные тракторные бригады Павла Сухобока и Матвея Коломойца. Они завоевали первенство и переходящее Красное знамя ЦК ЛКСМУ и Министерства сельского хозяйства республики.

Комсомольская организация района немало сделала для укрепления колхозов квалифицированными кадрами. На постоянную работу в колхозы были направлены члены райкома комсомола А. А. Губаренко, А. Л. Гапонов, Г. Ф. Ковалев и другие. За успехи и восстановление народного хозяйства, активное участие молодежи в борьбе за высокие урожаи и рост продуктивности животноводства ЦК ВЛКСМ в 1948 и 1950 годах награждал Волновахскую районную комсомольскую организацию Почетными грамотами. Многие молодые полеводы и животноводы были удостоены правительственных наград.

Весна 1954 года была особенно памятной для комсомола страны. По призыву партии молодежь ехала осваивать целину. Из Волновахского района по комсомольским путевкам в Казахстан уехало около 300 парней и девчат. Первую группу целинников возглавил второй секретарь райкома комсомола Валентин Шульга. В этом эшелоне ехали механизаторы. Был среди них и тракторист из колхоза «Родина» Алексей Шамановский. В зерносовхозе «Ельтайский» Кзылтусского района Кокчетавской области прокладывал он первую борозду, сеял пшеницу. За высокие урожаи был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За освоение целинных земель». В 1965 году Алексей Александрович вернулся в родные края. В своём колхозе продолжил работать трактористом, комбайнером. И здесь за груд был удостоен высшей награды Родины — ордена Ленина.

Помнят в целинном совхозе «Полтавский» своего первого шофера Николая Толкачева. На том месте, где намечено было основать это хозяйство, ему, посланцу комсомола Донбасса, было поручено вбить первые колышки. К этим колышкам он подвозил потом кирпич, дерево, шифер. Молодые строители поднимали степы жилых домов, животноводческих ферм, конторы своего совхоза. Сотни километров по бескрайней степи шел тяжеловесный автопоезд. В августе 1954 года совхоз «Полтавский» посетил секретарь ЦК Компартии Казахстана Л. И. Брежнев. Он отметил высокие темпы строительства в этом хозяйстве, тепло приветствовал бригаду водителей, которую возглавлял Н. К. Толкачев. По личному указанию Леонида Ильича в трудовую книжку Н. К. Толкачева была занесена благодарность: «За досрочную доставку стройматериалов в сов-коз «Полтавский» Акмолинской области».

В 1956 году Николай Кириллович был награжден Знаком ЦК ЛКСМ Казахстана, удостоен медали «За освоение целинных земель». На земле целинной Н. К. Толкачев стал коммунистом. В 1962 году Николай Кириллович вернулся с семьей в совхоз «Ольгинский». Здесь он трудился старшим автомехаником в ремонтных мастерских. За добросовестную работу награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Когда вышла книга Л. И. Брежнева «Целина», дирекция и партийная организация торжественно вручили заслуженному целиннику это произведение.

За доблестный труд на целине удостоены медалей и почетных грамот управляющий районным объединением «Сельхозтехника». В.А. Бондаренко, руководитель районного дорожного стройуправления Н.И. Марченко, работник дистанции пути Н.И. Храновский и др.