К каждому селу — дорога

Самым большим злом в любом районе, в любом хозяйстве было бездорожье. Чтобы вывезти с фермы молоко или подвезти с поля корма скоту, снаряжались тракторы, на прицепе у которых тянулись автомашины. Раньше времени выходила из строя техника, теряли качество продукты. А сколько труда стоило доярке или скотнику добраться по непролазной грязи к ферме, а ученику — к школе! Экономисты подсчитали, что ежегодно колхозы и совхозы района на перевозке сельскохозяйственной продукции из-за непролазной грязи теряли около 4 миллионов рублей.

Дороги стали первой и важнейшей заботой партийной организации района. Родился девиз: «К каждому селу — своя дорога с твердым покрытием! К каждой ферме! К школе! К магазину! Чтобы в самую ненастную погоду село жило полнокровной жизнью!»

Для строительства дорог в стране созданы специальные дорожно-строительные организации, вооруженные современными машинами, обеспеченные подготовленными кадрами. Специалисты знают как непросто построить дорогу. Ее нужно спланировать, подготовить основание, утрамбовать щебенку и уже потом полотно покрыть черновяжущей смесью или асфальтом. Каждый километр по сметной стоимости обходится в 60 тысяч рублей. Разумеется, район такими готовыми средствами не располагал. К тому же где взять столько щебня и камня? Чем перевести его? Укатать? Проблем возникало не мало: материалы, техника, рабочая сила…

Штаб двухлетки, в который входили партийные работники, руководители предприятий, специалисты различных отраслей народного хозяйства, изучал проблемы тщательно, всесторонне. Подсчитали: щебенки потребуется до 300 тысяч тонн в год. Значительную часть этого материала поставили Докучаевский флюсо-доломитный завод и Новотроицкое рудоуправление. В но которых колхозах стали разрабатывать неудобья, где были выходы на поверхность камня. Всё в сумме дало в конечном результате необходимое количество щебня.

Идея коммунистов района — решить дорожную проблему своими силами — встретила поддержку со стороны Донецкого обкома Компартии Украины и облисполкома. Удалось приобрести 8 списанных прицепных грейдеров и несколько гудронаторов, а также 30 автомашин, которые были восстановлены и отремонтированы. На партийно-хозяйственном активе, созванном специально для того, чтобы уточнить всё в деталях перед началом больших дел, пришли к выводу: чтобы сократить сроки и не допустить потери заинтересованности в строительстве дорог, нужно начать от самого отдаленного села, ведя дорогу через все села в направлении к центру района.

Решено было строить дороги в два этапа: в первый год сделать щебеночное основание толщиной в 20—25 сантиметров с расклинцовкой отсевом. В этой стадии села уже получат «белое шоссе», которое послужит года два. Затем продолжить на нем работы — ремонтировать разбитые участки и укладывать второй слой щебенки с черновяжущими материалами. После несложной поверхностной обработки получится отличная дорога типа асфальтированной.

Весь район был разделен на два направления. Первым, «шевченковским», — от Ольгинки до Николаевки руководил председатель колхоза имени Шевченко Иван Никитич Шиян, вторым, «валерьяновским», — председатель колхоза имени XXII съезда КПСС Иван Давыдович Москальков. У них, членов райкома партии, были конкретные обязанности – организовать людей, составить четкий график работы техники.

В канун решающих событий прошли партийные собрания в первичных партийных организациях, сессии местных Советов депутатов трудящихся, на которых еще раз уточнили все детали предстоящих дел. Большую организаторскую работу провели районная газета «Знамя труда» и районное радио. I

Первый субботник состоялся у села Николаевки. Шли с музыкой, с песнями в одном строю ветераны и молодежь. Самосвалы со щебенкой встречали весело и оживленно. Дружно работали лопаты, грабли. И серые холмики щебенки быстро покрывали наведенную грейдером выпуклую ленту грунтовой дороги. Хорошо потрудились, а потом всех пригласили на горячий кулеш. К тому времени на привал привезли свежий номер районной газеты, посвященный субботнику. Тут же на помосте из двух машин состоялся концерт художественной самодеятельности.

Когда подоспел второй этап — нанесение черного покрытия, встал очень важный вопрос—где брать этот отход переработки нефти? Были посланы гонцы в Баку с письмом коммунистов района. В скорее с Азербайджана прибыли две цистерны с битумом. Ещё часть материалов получили из Алма-Аты. Завозили битум и смолы из Енакиево, Авдеевки, Запорожья, с Рутченковского коксохимзавода.

Не остались в стороне и шефы. Так отрезок дороги, протяженности около 10 километров, соединяющий колхоз имени Шевченко с городом Докучаевском, построен целиком из материалов флюсо-доломитного завода. Такую же помощь колхозу «Родина» оказало Новотроицкое рудоуправление, колхозу «Россия»— Хлебодаровский щебеночный завод. Все дальше и дальше пролегали среди колхозных нив асфальтные ленты дорог. Трудились на них люди и в рабочее время, и в выходные дни. С 1959 по 1965 год в районе было уже проложено 523 километра внутренних дорог методом народной стройки. Их строительство обошлось в 5 миллионов 600 тысяч рублей. И только за один год эксплуатации дороги дали экономический эффект 3 миллиона 900 тысяч рублей.

К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина было полностью покончено с бездорожьем.
vВся схема напоминала вначале разветвленное дерево — дороги шли от райцентра веерообразно. А сейчас они закольцованы. Создано одно большое кольцо дорог, два средних и восемь малых. В селах их продолжение тянется к ремонтным мастерским, фермам, к отдаленным бригадам и полевым станам. Кольцевание дорог позволяет теперь добираться из одного села в другое кратчайшим путем.

Построенные своими руками дороги берегут люди. За ними налажен постоянный уход. Вдоль асфальтных полос высажены фруктовые и декоративные деревья, цветут мальвы. Для пассажиров поставлены удобные павильоны. Внутрихозяйственное автобусное сообщение — бесплатное.