История города Волноваха (до 1893 г.)

На протяжении веков раздольные степи Приазовья видели немало кочевых племен. Курганы, каменные идолы, надмогильные памятники свидетельствуют об их заселении еще в глубокой древности. Строители ирригационных сооружений не раз вскрывали места захоронений древних кочевников в районе сел Новогригорьевки и Анадоля.

После победы России в русско-турецкой войне 1768—1774 годов просторы южных степей стали заселяться. Царское правительство разрешило поселиться на вольных землях крымским грекам. Так появились села Карань, Бугас, Янисоль и другие.

В конце XVIII и начале XIX веков на территории района возникают первые украинские села, основанные выходцами из Полтавской и Черниговской губерний. Но особенно возрос приток переселенцев после отмены крепостного права. В Донбасс шли на заработки потерявшие землю крестьяне Курской, Орловской, Воронежской губерний. Шли они сюда в поисках лучшей дола. Но очень скоро убеждались в том, что жизнь для трудового человека везде нелегка.

Типичным бедняцким селом оставалось до Великой Октябрьской социалистической революции и село Платоновка, объединенное потом со станцией Волноваха. В 1911 году из 228 крестьянских хозяйств в нем насчитывалось безлошадных или имевших всего одну лошадь 89, две-три лошади – 75. Зажиточных хозяйств было 47, кулацких – 17. Кулацкие дворы, составляющие менее 5 процентов хозяйств, владели 26 процентами земли. Надел бедняков не превышал и 6 десятин на семью.

Бедность, нищета, поголовная неграмотность — характерные черты дореволюционной Платоновки. Статистические данные за 1904 год свидетельствуют о том, что из 729 мужчин «грамоту разумели» 131, а из 1392 женщин — всего 8.

Развитие капитализма в Донбассе привел строительству железных дорог. В 1880 году началась прокладка железной дороги Ясиноватая — Мариуполь через Еленовские карьеры и Стылу. Названия станциям и разъездам давали по наименованию рек и ближайших населенных пунктов: Великоанадоль, Карань, Кальчик. На 28-м километре от Еленовки, на крутом перевале, возникла станция Волноваха, получившая название от реки, истоки которой находились у самой железной дороги. 16 марта 1881 года состоялась торжественная закладка вокзала станции Волноваха.

1 ноября 1882 года через станцию прошел первый поезд. Три барака для рабочих, две будки и здание вокзала были первыми постройками Волновахи. Поселок рос очень медленно. Рабочие на железную дорогу нанимались в основном из ближних сёл – Платоновки и Карловки.

Со станции отправляли только сельскохозяйственные продукты, а основным транзитным грузом был уголь, который шел в Мариупольский порт и на Мариупольские металлургические заводы. В 1891 году на линии Мариуполь-Волноваха-Ясиноватая была установлена телеграфная связь.

В 1893 году Мариупольская ветка перешла в ведение государственной Екатерининской железной дороги, и станция Волноваха начинает расширяться быстрее: в начале XX века строится новое паровозное депо па 8 паровозов, две водонапорные башни, вокзал со всеми службами.